Skip to main content

РЕЦЕНЗИИ

Катажина Грохоля «Предназначение»

Людмила Леонидова – литературный псевдоним писательницы и переводчицы Людмилы Машинской. Она издала более двух десятков романов, героини которых ищут и всегда находят любовь, преодолевая сложные, зачастую криминальные ситуации.

Людмила Леонидова закончила редакторское отделение Московского полиграфического института.

В девяностых Людмила работала в издательстве «Новости», выпускавшем русскую версию польского журнала «Твой стиль». Это было приложение к популярному глянцу. Таким образом, в переводах Людмилы Машинской свет увидели книги для молодежи Кристины Кофты «Как мужчину завоевать, удержать и расстаться с ним», Марии Лемнис и Хенрика Витры «Поварская книга для одиноких и влюбленных», Ирены Осталовской «Ада, так не надо!» и другие. Кроме того, из переводов серьезной польской литературы можно назвать книги Марии Нуровской «Другой жизни не будет» и «Письма любви».

Людмила Леонидова

Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в ее творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.

В заключение, еше раз приглашаем отставлять комментарии на это2й странице.

Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в ее творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.

В заключение, еше раз приглашаем отставлять комментарии на это2й странице.

Людмила Леонидова

Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в ее творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.

В заключение, еше раз приглашаем отставлять комментарии на это2й странице.

Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в ее творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.

Людмила Леонидова

В заключение, еше раз приглашаем отставлять комментарии на это2й странице.

Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в ее творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.

Заключение

В заключение, еще раз приглашаем отставлять комментарии на этой странице.

Катажина Грохоля «Предназначение»

ISBN: 978-83-08-06164-0
Год издания: 2016
Издательство: Wydawnictwo Literackie
Количество страниц: 544 стр.

«Предназначение» известной польской писательницы Катажины Грохоли  — не обычный роман. Это роман в романе. Возможно, навеянный булгаковским «Мастером и Маргаритой». «Мастер» (следуя Булгакову, я условно называю так героиню — она женщина) —  пишет роман об известной писательнице детективов Александре, которая живет в Польше в Варшаве. Ее узнают на улице, ее постоянно приглашают на телевидение, по ее произведениям снимают кино. Несчастная в личной жизни Александра, одинокая женщина, двадцать пять лет встречается с женатым человеком, которому полностью посвящается. И как это обычно бывает, и в праздники и в выходные, и в удобное для нее время, он вечно занят. Он кормит ее обещаниями, что вот- вот расстанется с женой.

И когда наступает этот счастливый миг, Роберт (так зовут ее возлюбленного)  наконец-то расстается с женой,  уезжает в Канаду и обрывая телефон, предлагает ей себя целиком, и она счастливая, готова бросится за ним вслед: уже куплен билет и все дела, связанные с отъездом в другую страну, переделаны, а она вот-вот встретиться с любимым, как с ней  начинают происходить странные события (будто Аннушка уже пролила подсолнечное масло). Находясь за рулем автомобиля, она наезжает на девушку, по имени Габриель (одна из ведущих героинь романа), которая в свою очередь опять же по не понятным причинам падает под колеса ее автомобиля. А также через короткое время у нее происходит следующее несчастье. Она узнает, что заболевает раком одинокая мать, которую знаменитая писательница в силу своего характера не может бросить даже ради того, кого она ждала целую жизнь.  К счастью, девушка Габриель остается в живых и ее подбирает случайно оказавшаяся поблизости подруга.

Катажина Грохоля «Предназначение»

Габриель также несчастна в жизни у нее неположительный опыт первой любви. Она работает крупье в казино и все жизненный невзгоды и судьбы игроков пропускает через себя, хотя очень старается абстрагироваться от чужой жизни. Но вот именно сейчас… пьяная ругань игроков настолько прилипает к ее существу, что избавиться от нее она не может: «Чтоб, умерли все, кого ты любишь», — кричит ей в лицо проигравшийся клиент.
«Я чувствую на себе эти слова, будто бы они приклеились ко мне. А я вообще-то привыкла к проклятиям. Кого же я люблю?» — задумывается героиня. И ответ не заставляет себя долго ждать.

Подруга приглашает ее к себе в дом, чтобы Габриель привела себя в порядок после аварии, отмылась и переоделась в чистое, и в доме подруги она знакомится со своим будущим возлюбленным, по имени Матеуш, хотя твердое и бесповоротное решение никогда больше не поддаваться на мужские чары она приняла давно. Конечно, в душе она продолжает мечтать о своем единственном. И по неизвестному стечению обстоятельств в тот день, за несколько минут до аварии, она опять же случайно проходила рядом с магазином свадебных нарядов и даже зашла в него. Это ли не знак?

Катажина Грохоля «Предназначение»

Матеуш прилагает много сил, чтобы завоевать сердце Габриель. Он достойный молодой человек, с хорошим положением, пользующийся благосклонностью женщин и никогда не мечтавший о браке. Но что-то в Габриеле его притягивает настолько, что он неожиданно для самого себя делает ей предложение стать его женой.  Они много времени проводят вместе. И уже все готово к свадьбе, но неожиданно между ними происходит глупая ссора. Габриель приревновала его к прошлой жизни и к своей подруге, которая их познакомила. Молодые разбегаются в разные стороны. Габриель уезжает в деревню к дедушке, где исповедуется ему в своей любви, на что дед  философски рассуждает, что в жизни все предопределено, и если чему бывать, того не миновать…  Однако Габриель и Матеуш чувствуют силу притяжения друг к другу и ждут, кто позвонит первый.

Тем временем у автора детективов после тяжелых мучений умирает мать. Роберт ни только не приезжает на похороны, но даже не поддерживает ее в трудные минуты. Ее переживания, связанные со смертью, и неожиданный разговор с подругой приводят Александру к мысли, что Роберт все эти двадцать пять лет не любил ее, а просто использовал, потому что ему было так удобно, она всегда была под рукой. И она, неожиданно осознав это, отказывается от дальнейшего контакта  с возлюбленным. Хотя, совсем недавно, она размышляла иначе:  «Я буду с мужчиной которого люблю, который для меня является всем. Исполнится мое предназначение».

Катажина Грохоля «Предназначение»

Роман «Мастера» попадает в руки ее настоящей матери, которая критикует ее, находя в ее образах черты близких людей — саму себя, настоящего мужа Мастера и даже их сына. Образованная, владеющая несколькими языками и знающая ее как никто, мать дает мудрый свет дочери:
«Будь осторожна со словами. Слова превращаются в поступки. Будь осторожна с поступками, поступки превращаются в привычки. Будь осторожна с привычками, привычки становятся чертами. Черты формируют характер, а характер определяет твое предназначение».

Иными словами, энергетика, вложенная в надуманные образы, часто материализуется и тогда наступает то, что случается в конце романа. Сын «Мастера», по имени Куба, которого она на протяжении всего действия в своем романе сталкивает с Матеушем, женихом Габриель (скорее всего и по жизни являющийся его другом), в конце романа попадает в тяжелую автомобильную аварию, где они оба получают серьезные травмы.   А Матеуш после ссоры и расставания с Габриель, как раз ехал на встречу к любимой мириться.  На посещении больницы «Мастером», где оба друга оказываются в тяжелом состоянии оканчивается роман. Габриель держит за руку своего возлюбленного, буквально вернувшегося с того свет (в его живот вошел осколок бутылки, непонятно как оказавшийся в машине)  и говорит: «Я нашла тот роман, что мы с тобой долго искали».

О том, как девушка выжила после аварии самолета, который упал с высоты трех тысяч метров, и все погибли, а она одна осталась жива. (Этот случай действительно был в истории авиации, по нему снят фильм – прим. реценз). А автор этого романа должен был лететь этим самолетом, но не смог.  Это ли не Предназначение?

Что касается построения сюжета — он очень заинтриговывает. Почти до самого конца читатель не подозревает, что это роман в романе. Идет описание событий и вдруг одна из глав раскрывает главную интригу, где мать писательницы, читает ее произведение и как близкий  человек критикует. Далее почти до самого конца идет продолжение романа в романе.

Катажина Грохоля «Предназначение»

Автор потрясающе тонко и со знанием дела умеет входить в положение одинокой женщины, жаждущей быть любимой, иметь рядом близкого человека, и ее запоздалое разочарование и раскаяние. Разбираясь в своем прошлом, она вдруг осознает не только вину своего лживого любовника, но и свою собственную. Она открывает в себе то, что сама не хотела бы стать обыкновенной женой, стирающей, готовящей обеды и ужины, ухаживающей за детьми, каждый вечер сидящей бок о бок с мужем возле телевизора. Творческий человек, переполненный фантазиями своих кровавых детективов, она все время желала испытывать драйв неординарной жизни, тайных встреч, выездов с возлюбленным на море, возвышающей ее над обыкновенными женами. Вот как она описывает свидания своей героини с любовником.
«Я (по сравнению с женой) хорошо его понимаю. Я понимаю, что он полностью измучен этой ситуацией, этим вечным обманом. Приходя ко мне он ложится отдыхать, а я глажу его по волосам, по лицу, расстегиваю ему рубашку. Мои руки сползают на его торс. Я не говорю ему: ты должен похудеть, заботься о себе, только шепчу: ты мой любимый. Целую его всего, а он притягивает мою голову к себе и говорит: ну почему, почему так случилось? Я не могу понять! А я отвечаю: ничего когда-нибудь будет по-другому. А он говорит: посмотрим, и подвигает мою голову все ниже, а свою откидывает назад. И я спускаюсь все-ниже и ниже, делаю то, что он любит. Его жена не делает этого, он мне об этом рассказывал, поэтому я забочусь о том, чтобы он чувствовал — здесь ему всегда рады, здесь его ценят, я пробуждаю его для настоящей жизни, чтобы он ощущал себя настоящим мужчиной.

Катажина Грохоля «Предназначение»

Потом он хватает меня за волосы, подносит мою голову к своему лицу и говорит: ты такая же как в первый раз, и резко меня раздевает. Наверное, он не чувствует меня и кончает в тот момент, когда я целую его. Потом он засыпает, а я закрываю его одеялом и смотрю с сочувствие, жалея, что вынуждена его разбудить, так как он должен уходить. Он не может поступать по-другому с детьми и с женой. Итак, я бужу его. Он смотрит на часы, полученные в подарок от меня, жене сказал, что получил их как премию. И говорит: ты даже не представляешь, как мне не хочется идти. Но идет, невзирая на то, что я остаюсь в возбужденном состоянии с неудовлетворенным желанием. После его ухода я приму душ и подумаю, что не в этом счастье. Нет, это никогда не было любовью.

Подруга права. Женщины привыкают к мужчинам, с которыми имели первый оргазм. Она может не помнить множество вещей, но хорошо помнит того, кто вознес ее до небес, а потом бросил. Хочется этого еще и еще раз, хочется этого гормона. Это будит ожидание исполнение и неисполнения желания». Потом поразмыслив и покопавших в себе, автор детективов Александра приходит к тому, что по- другому она бы не могла: «Меня не интересовал тот, с кем я засяду перед телевизором. Меня интересовал любовник таинственный, для которого необходимо было от чего-то отказаться, волнующая тайна, которая увлекает. Мне позволяло это свысока смотреть на других женщин, женщин замужних. И я смотрела на них с этим своим тайным знанием и думала, кто из них ждет своего мужа, у которого сегодня якобы служебная встреча.

Катажина Грохоля «Предназначение»

Затянувшийся ужин с шефом?
Сломанная машина?
Пробка на дороге?
Кто из них имеет такую женщину, как я, которая все понимает?
А может я действительно не имею понятия, что такое любить? Да, я глажу ему рубашку, если она помнется, но я не гладила бы их ежедневно.
Я уже не верю мужчинам, так как знаю, что если он чудесный, потрясающий, прекрасный, добрый мой Артур, так врет, то я, на месте его жены, точно была бы обманута.
Я перепутала удовольствие с добром. Да перепутала, а так хорошо об этом писала.
Я отражаюсь в зеркале, как Дориан Грей, но даже не вижу себя, а вижу то, что хочу видеть. Зеркало у меня фальшивое».

Катажина Грохоля «Предназначение»

В романе очень много эротических сцен, подробное описание разнообразных сексуальных отношений, но не притянутых за уши, для привлечения внимания читателя, а вполне оправданных – к примеру, крик души одного из героев: он набрасывается на жену друга, сообщившую ему, что друг проходимец и игрок, что он обманул его, выманив последние деньги. Она поведала ему долго скрываемую тайну о своих страданиях. Они оба в отчаянии и к сексу их привела не любовь, а чувство отмщения и душевного единения. Подробное описание их совместно проведенной ночи и постыдного пробуждения вызывает (несмотря на аморальность поступка) понимание и сопереживания.

Катажина Грохоля «Предназначение»

У автора, без сомнения, получается показать и настоящую любовь, и взаимную преданность до гроба, через сложные противоречивые характеры, любовь до боли пронзительную, которая проявляется у людей, когда их в жизни встречает самое страшное — потеря любимого человека.
«Первый раз я увидела их в приемном отделении самой крупной больницы в Варшаве.
Мы сидели вместе в очереди. У них был номерок перед нами, и так же, как и мы, они терпеливо ждали уже второй час.
Она была сгорбленной, с выжатым от болезни лицом, с большой сумкой на коленях, которую прижимала к большому животу, он прямой, напряженный, невысокого роста, с бумагами в руках. Моя мама держала направление вместе с цветными журналами для женщин, а в ногах у нее тоже стояла сумка, похожая на ту, которую та женщина прижимала к себе.
— Ну, чего ты ее так держишь на коленях, тебе еще ждать да ждать! – заворчал напряженный мужчина. Надо было прийти…
— Ну, когда прийти, когда? – занервничала сгорбленная, и крепче прижала сумку. — Сейчас уже наша очередь.
— Конечно, сейчас-сейчас. Еще неизвестно сколько тебе ждать Поставь ее, не убежит! А полотенце не забыла?
— Нет. Все есть, а ты не жди! Езжай домой, говорю тебе, справлюсь я сама.
— Ага, а как же! Если бы мы не возвращались за этим, — он ударил рукой по документам, — ты уже была бы там, где нужно. Но ведь ты никогда не подумаешь!
— Я думала, что взяла…
— Думала, думала! Иди спрашивай, долго еще? А вообще не ходи. Номерки зажигаются. Держат тут людей, как быдло, а ты сиди и жди!
Наконец, зажегся их номер. Пожилые люди встали и вместе подошли к окошечку.
— А удостоверение личности, где оно ? Нужно было заранее вынуть. Дай мне. — Он выхватил у нее сумку и усмехнулся женщине в окошко.
— Жена знаете, не собранная такая! — А потом с укоризной посмотрел на сгорбленную. – Ну давай уже! — и почти что вырвал документ из ее рук.

……

Сгорбленная поднялась и подошла к медсестре.
— Ну, — сказал мужчина, — иди уже.  — Она еще смотрела на него. – Ну, — сказал он еще раз и отвернулся. Сгорбленную взяли в то же самое отделение, что и мою маму.
Когда я приехала в среду, сгорбленная лежала в той же позе под окном. Муж сгорбленной наклонился над ее постелью.
— Я принес еду, врач сказал, что ты должна есть.
Душно тут… Что так, ты ничего не говоришь Нужно собраться немножко, взять себя в руки, сосредоточиться. Не хочешь-не хочешь! Тебе только бы жаловаться… Ну, что тихо, что тихо? Можно тут открыть окно? – он посмотрел в нашу с мамой сторону. Сгорбленная бросила на нас извиняющий взгляд, когда он открывал окно.
— Холодно. Не греют как следует, экономят. Я ведь тебе говорил раньше. А ты все нет, да нет, мол время еще есть. Ты еще не встаешь?
Нужно вставать! – В его жестком голосе звучала тревожность. Может, газеты какие хочешь? Соседка одолжила? А почему ты у кого-то одалживаешься? Может, воды хочешь? — Он сел возле ее кровати и замолчал.

… При следующем визите к маме я посмотрела на пустую кровать.  О, уже ходит, это хорошо, сейчас после операции сразу заставляют…
— Утром умерла, — прервала мама.

….

Мы ждали карту  от  врача и медленно направлялись в сторону дверей.
— Пожалуйста, прошу вас, — полетело вслед нам. Мама задержалась.
По коридору скробал муж сгорбленной и держал в руках газету.
— Хотел вам отдать, — его голос сорвался. – Вы были так добры к моей жене. Спасибо. А сейчас… Знаете, она была для меня всем. – Он отвернулся согнувшись, сделался совсем маленьким и направился вглубь отделения».

Несмотря на, то что роман по идее и задумке мистический в нем все абсолютно реалистично. Не летают на помеле героини, не говорит человеческим голосом кот. Хотя атрибутика присутствует: у «Мастера» есть жирный кот, который бродит по дому и скачет по креслам. Но роль ему никакая не отведена.

Катажина Грохоля «Предназначение»

В самом начале романа, как бы все предвещает неприятности. На город надвигаются тучи, центр Варшавы блокируется одной общей километровой пробкой. Останавливаются трамваи, легковой транспорт еле движется и двух героинь романа словно притягивает друг к другу – одна не успевает нажать на тормоз, другая, непонятно каким образом, оказывается под колесами. Возможно, что касается второй, это связано с ее профессией. Она как бы получает предупреждение сверху – работая крупье в казино- заведении дьявола, где все построено с одной стороны, на везении, с другой, на обмане, героиня как бы является пособником дьявола: и на нее сыплются проклятия, так как с ее помощью разрушаются судьбы и жизни людей.

Позже ее возлюбленный не раз заводит с ней разговор на тему, чтобы она нашла человеческую профессию. Но она отказывается, объясняя это материальными соображениями. Читателя без сомнения заинтересует жизнь внутри этого дьявольского заведения, где нет ни окон, ни часов, жизнь там без времени суток. Игроки варятся в одном общем котле.   А любому читателю всегда хочется заглянуть в ту жизнь, которая незнакома: за решетку, в монастырь или в сумасшедший дом. Казино в их ряду. Все, что там происходит, включая внешний антураж, даже более привлекательно. А порядки и содержимое этого котла показаны автором с абсолютным знанием дела.

Катажина Грохоля «Предназначение»

В романе много линий, и читатель, без сомнения, ждет, когда же они переплетутся, и как по старой поговорке: гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда сойдется, герои находят друг друга, правда нельзя сказать, что к счастью. Но общая тональность романа вполне оптимистична, любовь торжествует, хорошие герои выживают, плохим воссоздаётся по заслугам, а также расставлены точки, чтобы читатель мог разобраться, где кончается написанный роман (тот, что в романе), а где против воли Мастера и по мистическим предсказаниям ее матери, исполняется предназначение его героям (то есть, всем сестрам по серьгам), которые на поверку становятся вполне реальными членами  ее семьи и знакомыми.

Катажина Грохоля настоящая писательница. Все созданные ею произведения — это как игра великих актеров, которые осилят и роль Отелло, и Остапа Бендера, но также не погнушаются и ролью Карабаса Барабаса. Все сыграют великолепно.  И совершенно разные зрители будут им аплодировать. Да настолько Грохоля разнообразна! Но это произведение особенное. Она превзошла себя.  Здесь и любовь и смерть, и расставания и переживания, и секс и мистика.  Живой и простой язык, увлекательный сюжет и совсем не обычная мистическая интрига (а  сегодня это такой тренд!) обязательно привлекут внимание  абсолютно разных групп читательской аудитории.