РЕЦЕНЗИИ
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
Людмила Леонидова – литературный псевдоним писательницы и переводчицы Людмилы Машинской. Она издала более двух десятков романов.
Людмила Леонидова закончила редакторское отделение Московского полиграфического института.
В девяностых Людмила работала в издательстве «Новости», выпускавшем русскую версию польского журнала «Твой стиль». Это было приложение к популярному глянцу. Кроме того, из переводов серьезной польской литературы можно назвать книги Марии Нуровской. В том числе,«Другой жизни не будет» и «Письма любви»
Контакты
Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.
В заключение, еше раз приглашаем отставлять комментарии на это2й странице.
Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в ее творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.
В заключение, еше раз приглашаем отставлять комментарии на это2й странице.
Контакты
В девяностых Людмила работала в издательстве «Новости», выпускавшем русскую версию польского журнала «Твой стиль». Это было приложение к популярному глянцу. Кроме того, из переводов серьезной польской литературы можно назвать книги Марии Нуровской. В том числе,«Другой жизни не будет» и «Письма любви»
Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в ее творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.
В заключение, еше раз приглашаем отставлять комментарии на это2й странице.
Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в ее творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.
Контакты
В заключение, еше раз приглашаем отставлять комментарии на это2й странице.
Таким образом, направляя свой отзыв на книги Людмилы Леонидовой Вы поддерживаете писательницу в ее творческом пути. Кроме того, Ваши комментарии служат источником новых замыслов писательницы. Поэтому мы приглашаем Вас отставить свой отзыв на странице контакты. В итоге писательница порадует нас новыми книгами.
В заключение, еще раз приглашаем отставлять комментарии на этой странице.
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
ISBN: 978-83-08-05522-9
Год издания: 2015
Издательство: Wydawnictwo Literackie
Количество страниц: 450 стр.
Роман Ханны Ковалевски — один из десятка серьезных произведений этого автора. Добротный, объемный (450 страниц), с огромной чередой действующих лиц, чьи характеры и портреты тщательно и детально прописаны. Действие происходит в небольшом курортном городке Польши на берегу Балтийского моря. Умирающая от тяжелой болезни престарелая женщина, по имени Берта, по старинке высылает телеграмму своей воспитаннице Инке в Варшаву с просьбой приехать. Инка, главная героиня романа, покинувшая городок и дом, в котором она выросла, около десяти лет тому назад, тут же прибывает на зов тети, как она называет Берту. В далекой от Варшавы провинции она застает все ту же размеренную скучную жизнь, не изменившую за столько лет ни людей, ни все что их окружает. А ведь в ее жизни за это время утекло столько воды!
Выбрав профессию художника, Инка закончила художественное училище. Но позже забросила живопись, занялась бизнесом, связанным с искусством. Совместно с партнером она организовывала выставки в собственной галереи в Варшаве. Никакой связи все это время ни с тетей Бертой, ни с кем иным в месте, где прошло ее детство и юность, она не поддерживала.
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
Едва ее дождавшись, Берта, буквально на смертном одре, исповедуется воспитаннице. Ей необходимо снять с себя грех и признаться сироте, что это она виновна в смерти матери Инки, которая много лет назад увела у нее мужа Романа. Умирающая признается, как молила Бога, чтобы он наслал на разлучницу любую смертельную болезнь. И ей кажется, что Бог, услышав мольбы, призвал к себе мать Инки. Она умерла совсем в молодом возрасте от белокровия. Тогда изменник, муж Берты, вернулся назад в лоно семьи. И привел с собой за руку четырехлетнюю Инку, дочь умершей любовницы, которая осталась круглой сиротой. Роман не был ее отцом, однако очень любил и мать Инги, и саму девочку.
Берта, имея девятилетнего сына от Романа, Збышка, простила его и впустила назад блудного мужа, приняв также и девочку. Она не воспитывала Инку как злая мачеха, несмотря на то, что провинциальное окружение и вся ее родня, считали Инку кукушечьим отродьем, обзывали «Инка-срынка». Берта же, напротив, любила ее, как родную дочь, и Инка отвечала ей взаимностью.
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
Но сейчас, умирая, Берта непослушным языком хотела что-то объяснить девушке. Рассказать о семейной трагедии (в которую Инка не была посвящена). А также в тайне от родственников, которые зарились на ее наследство, передать ключ и золотую цепочку, со странными словами о том, что все это по праву принадлежит ей, Инке. Как выяснилось позже, ключ был от одного из домов Берты. Она была очень обеспеченной женщиной. Единственной владелицей недвижимости, приносящий значительный доход от арендаторов, тем более что Роман, ее муж, уже давно отошел в мир иной. Однако ключом умирающая просила воспользоваться только после своей смерти. Заинтригованная Инка, взяв с собой однокашника, влюбленного в нее с давних пор, решает заглянуть в этот дом, (о тайне которого ползли слухи по маленькому городку). Берта за много лет не впустила туда живой души.
Все что открылось перед девушкой за дверьми таинственного жилища потрясло ее до глубины души. Там находились чьи-то вещи, краски, полотна и подрамники. Множество развешанных по стенам картин, изображающих женщину, чье сходство с самой Инкой подсказало ей разгадку тайны дома. На картинах она также узнала молодого Романа (мужа Берты). С ними всюду была изображена маленькая девочка. Ведь это же она с мамой и с дядей Романом, догадалась потрясенная Инка. Ее детская память совсем не сохранила этого. Инке казалось, что все, что она видит сейчас, — это сон. Девушка, воспитанная как сирота, не знавшая своего происхождения, была в шоке. Даже ее спутник, знакомый с ней с детства, оказался потрясен тайной семьи.
Они поняли, что мама Инки была художницей и свое безмерное счастье, и свою любовь к ней и к дяде Роману, (Инка считала его единственным дальним родственником и преданным мужем Берты) она отразила в этих полотнах. Так вот откуда у нее самой такая тяга к искусству!
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
Энергетика мамы, исходящая от полотен и вещей, присутствовала повсюду в этом доме тайны.
Осознание всего, что происходило с ней в период детства, постепенно приходило к девушке. Да, конечно, Берта старалась приручить ее к себе, и не пускала даже глазком заглянуть в прошлое. Имея с Романом общего сына Збышка, она мечтала о дочери. Но после измены мужа, это было неосуществимо. Строгая и очень религиозная женщина, она больше не подпускала блудного мужа к себе.
Старше Инки на пять лет Збышек, которого девочка называла братом, являлся для нее примером во всем. Она обожала его и не чаяла в нем души. Тем легче ему было соблазнить сироту.
Ловелас, кочующий из одной женской постели в другую и обученный тонкостям секса в юношеском возрасте женщиной намного старше себя, он влюбил в себя наивную Инку, которая в восемнадцать лет забеременела. Красивый, пользующий успехом у женщин, он каждой обещал жениться, в том числе и Инке. Новость о беременности Инки он узнал по телефону в Париже, где проводил время с очередной своей пассией. Услышав от него невнятный ответ, гордая девушка срочно покинула маленький городок и уехав в Варшаву. Она сделала неудачный аборт, на всю жизнь лишившись возможности стать матерью. После этого она решила оборвать связь не только с сыном Берты, но и со всем своим прошлым. С городком, где все ее презирали, с тетей Бертой, которая догадывалась о ее отношениях с сыном и даже со всеми своими одноклассниками, чтобы не обрекать себя на дальнейший позор.
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
И вот она вновь тут, вернулась в свою юность! Здесь каждый предмет, кричит о том, что Инка пыталась вычеркнуть из своей памяти. Но она упрямо стоит у одра умирающей Берты под косыми взглядами родственников и их змеиное шипение, чтобы она убиралась вон! Но она не только исполняла последний долг перед Бертой, в тайне от самой себя она находилась в ожидании того, кого сердце не хотело забывать! (Збышек, покинув материнское гнездо, жил в другом городе с женой, которая вот-вот должна была родить). Сердце Инки выпрыгивало от переполнявших ее эмоций, когда в доме наконец-то появляется этот человек, к которому она все еще испытывала чувства. Однако она жестко отвергает его наглые попытки в буквальном смысле вновь затащить ее в постель. Помимо своих обид на него и его женитьбы, она узнает, что ее соблазнитель и сейчас имеет любовные связи тут, возле дома своей матери, которую он частенько навещал.
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
Роман завершается смертью Берты и читкой завещания у нотариуса, которое приводит в шок родственников и единственного наследника, сына Берты. «Приживалке и кукушечьему отродью», как всегда называли Инку все близкие Берты, (которые зарились на наследство богатой родственницы) по завещанию достается половина всего немаленького наследства, включая дом, ключ от которого она уже получила. Вторая половина имущества достается Збышку и какие-то крохи — родственникам. Збышек, считая себя единственным наследником своих родителей, забыв о приличиях, устраивает скандал прямо в кабинете нотариуса, грозится подать в суд на пересмотр завещания, но нотариус ему напоминает, что еще родная мать Инки и умерший Роман, отец Збышка, оставили Инке не только дом, в котором она уже побывала, но и другое имущество, и что все это было скрыто от девушки намеренно. А документальное подтверждение наследования хранится у нотариуса.
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
Проклятия, которые посылает в адрес Инки названный брат и соблазнитель — заключительные аккорды романа. Решение девушки позвонить своему однокашнику, тому, кто ее давно любит и понимает, довольно неожиданно, так как до последнего момента он ею был отвергнут. Хотя в произведении ему уделяется довольно большое место, но не как активно действующему лицу, а как вздыхателю и человеку, на которого Инка может всегда положиться.
Роман развивается медленно, казалось бы совсем без динамики. Никаких важных событий, только сплетни, разговоры, пересуды жителей маленького местечка, описание жизни знакомых и бывших однокашников Инки. Конечно же, поздней осенью им совсем нечем жить. В этом провинциальном городке, нет отдыхающих, привносящих что-то новое в их однообразную жизнь. Только холодное море, выбрасывающее на пустынный песчаный пляж горстями янтарь, и пронизывающий ветер Балтики.
Много места в романе писательница уделяет деталям быта. Она последовательно и скрупулёзно описывает жилище умирающей Берты, старинную мебель, тяжелые кресла, буфет, дубовый стол с салфетками, вышитыми руками старательной хозяйки, а также занавески на окнах. Хрустящее от крахмала постельное белье, вылизанные до блеска половицы пола — все это воссоздает картину старопольских домов и традиций, а также доносит до читателя энергетику властвовавшей тут ранее хозяйки. Автор настойчиво подчеркивает ее религиозность, и в подтверждении этого показывает ритуал похорон: отпевание усопшей плакальщицами, и гроб оставленный на ночь в доме с телом покойницы, и присутствие ксендза, и множество других деталей.
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
Если бы не кое-какие элементы современной жизни, как сотовая связь, или вскользь упомянутые поездки в Париж, в Доминиканскую республику, а также откровение сексуальных сцен, то можно было бы подумать, что этот роман написан в середине прошлого века или даже в начале девятнадцатого, как классические английские романы. Особенно ощущение этого приходит в момент посещения девушкой тайного дома. Ее эмоции и переживания в момент, когда Инка рассматривает портрет красивой женщины, похожей на нее, – от этого всего веет давно забытой романтичностью английских романов. И кажется, что поворот в прошлое неспроста. Возможно, читатель устал от современных кровопролитий, выстрелов и поножовщины, хочется возврата к спокойному уютному чтению в кресле возле камина.
Сюжет романа построен таким образом, что динамика развития и развязка интриги переносится автором на конец произведения, даже причину, по которой Инка покинула свой дом много лет назад, читатель узнает только в конце. Странное название романа — «Там, куда уже не доходит тень» — объясняется также в конце.
Ханна Ковалевска «Там, куда уже недоходит тень»
После смерти Берты местная фотохудожница показала девушке пачку фотографий с изображением ее мамы, в том числе на пляже под большим белым зонтом, и рассказала, что она была очень живой, любящей жизнь художницей, не провинциалкой, а столичной жительницей, приехавшей в городок, потому что она обожала море и солнце. Болезнь не позволяла ей радоваться его лучам, и Роман купил ей огромный шелковый зонт белого цвета, в тени которого она могла спрятаться.
«Теперь у тебя будет собственная тень», — сказал он. Но это ей не помогло!
Несмотря на простой язык, роман читается медленно, особенно в начале. Но стоит в него вкрутиться, как он затягивает. Хочется во всем разобраться, узнать семейную тайну, которую автор выдает небольшими порциям. Когда перелистываешь последнюю страницу, он остро и надолго врезается в память. И как всякое яркое произведение, будь то кинофильм, картина или поэзия, долго не отпускает.